СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Краюшкина Олеся Вячеславовна
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №14
Адаптированная основная образовательная _программа_для детей с ТНР_.docx
Образование: Высшее. Армавирская государственная педагогическая аккадемия
Специальность: "Логопедия".
Квалификация: учитель-логопед.
Общий стаж работы:
Педагогический стаж работы:
Награждена грамотой Управления образования "Кошехабльский район", 2019 год.
Связь по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В МБДОУ №14 работа учителя-логопеда, осуществляется на логопункте. Коррекционная работа направлена на развитие лексико-грамматических средств языка, фонематического слуха, устранение дефектов звукопроизношения.
На логопункт на 2022-2023 учебный год зачислены 6 воспитанников старших групп, по решению ЦПМПК Республики Адыгея ( 4-детей) по решению ППк ДОУ (2 ребенка). Коррекционная работа проводится индивидуально 2 раза в неделю с каждым ребенком. Для родителей проходят консультации, беседы.
С воспитанниками и родителями, не зачисленными на логопункт, Проводятся индивидуальные консультации, которые можно получить в консультационном центре МБДОУ №14 (понедельник, среда с 16.30 до 17.00; вторник-четверг с 17.30 до 18.00).
Как зачисляют детей на логопункт!
Ежегодно проводится плановая диагностика детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы детского сада, с целью выявления речевых нарушений. Как правило, это мероприятие планируется на апрель. В конце апреля, когда я имею полный список детей с нарушениями речи, приглашаю родителей (или законных представителей) ребенка на беседу в индивидуальном порядке, где рассказываю о характере речевого нарушения ребенка. Исходя из логопедического заключения, рекомендую посещение логопункта нашего дошкольного учреждения. Если родители согласны далее собираю документы на детей, для ППк ДОУ, затем документы на детей и выписка из протолола ППк ДОУ направляются в Центральную психо-медико-педагогическую комиссию, для установления статуса ребенка. Далее, зачисление на логопункт МБДОУ №14 проходит по протоколу ЦПМПК или по протоколу ППк и заявлению от родителя (на имя заведующего ДОУ).
Нормы речевого развития!
Возраст | Развитие речи |
Новорожденный (0-1 месяц) | Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет). |
Грудной 1-3 месяца |
Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.) |
3-6 месяцев | С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. |
6-9 месяцев | Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. К таким условиям можно отнести следующие: 1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей. 2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать. 3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи. |
9 месяцев 1 год | К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи. |
Ранний (1-3 года) | С появлением первых слов начинается этап развития активной речи. Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой. К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения. К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается. Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок». |
Дошкольный (3 года-6 лет) | В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки. |
Школьный (от 7 лет) | В 7 лет появляется письменная речь. |
Материал для родителей и педагогов:
Пазлы-картинки_на_тему_"Животные_и_птицы".docx
Игровые_задания_на_гласные_звуки_ОИУ.docx
Чистоговорки_для_развития_речи.docx
грамматического_строя_речи.docx
Картинки-тексты_для_развития_связной_речи.docx
Роль_мелкой_моторики_в_речевом
Логопедические_игры_со_словами.docx
КАРАТИН! Играем_дома,_развиваем_лексико-грамматический_строй_речи.docx
Консультация :"Влияние логоритмики на развитие детей!"
Логоритмика - своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей благотворно влияет на коррекционную работу с детьми.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Таким образом, логоритмические занятия играют немаловажную роль в развитии наших детей.
Литература:
1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008,
2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.
4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М.,. Аверсэв,, 2004.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005. 6. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.
Конспекты НОД
Прогулка по зимнему лесу.docx
"Сказка ложь, да в ней намек" январь 2020.docx
Занятия на логопункте.
Использование ИКТ для развития речи!
Развиваем мелкую моторики и связную речь, с помощью пальчиковых игрушек. В такой деятельности дети самостоятельно придумывают сюжет сказки, выбирают героев и обыгрывают!
Выполняем артикуляционную гимнастику, для подвижности губ и языка. Гимнастику необходимо проводить перед зеркалом, чтобы ребенок не только тактильно, но и зрительно следил за правильным положением органов артикуляции.
Артикуцляционная_гимнастика__упражнения.docx
А здесь делаем самомассаж шариками-ежиками и гладким шариком.
Развиваем связную речи с помощью сюжетных картинок, где определяем последовательность событий и затем составляем рассказ.
С помощью настольной сказки (пересказываем сказку "Кот, дрозд, петух и лица", а так же обыгрывание сюжета).
Развиваем мелкую моторику с помощью шнуровки (помогаем белочке собрать припасы и спрятать в дупло).
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Поэтому мы на своих занятиях используем разные приемы для развития мелкой моторики. Катание бусинок по ладони и пальцам,проговаривая при этом короткие стихи. Рисуем пальчиками на песке.
Выполняем "различные упражнения руками ", что позволяет развивать не только мелкую моторику, но и работу полушарий мозга.
Развиваем плавность и длительность выдоха.
Игра "Футбол"(загоняем "мяч" в ворота) и игра "Ветерок" (дуем на цветочки)
Совместная деятельность с родителями, где ребята показали свои достижения.
Моё участие в утренниках, развлечениях!!!
Мои достижения: