СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

УЛАТОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

 

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №14

мой_успешный_проект_Дифференциация_звуков_С-Ш.pptx 

 

 

 

20190411_121209я.jpg

 

Мое кредо:

"Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам"

(К.Д Ушинский.)

Образование: ВысшееАрмавирская государственная педагогическая  аккадемия

Специальность: "Логопедия".

Квалификация: учитель-логопед.

Общий стаж работы: 11 лет.

Педагогический стаж работы:11 лет.

Награждена грамотой Управления образования "Кошехабльский район", 2019 год.

 Связь по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

В МБДОУ №14 работа учителя-логопеда, осуществляется на логопункте. Коррекционная работа направлена на развитие лексико-грамматических средств языка, фонематического слуха, устранение дефектов звукопроизношения. 

 На логопункт  на 2020-2021 учебный год зачислены 7 воспитанников старших групп, по решению ЦПМПК Республики Адыгея ( 1-ребенок) по решению ППк ДОУ (6 детей). Коррекционная работа проводятся индивидуально 3 раза в неделю с каждым ребенком. Для родителей проходят консультации, беседы.

С воспитанниками и родителями, не зачисленными на логопункт, Проводятся индивидуальные консультации, которые можно получить в консультационном центре МБДОУ №14 (понедельник, среда с 16.30 до 17.00; вторник-четверг с 17.30 до 18.00).

 

Как зачисляют детей на логопункт! 

Ежегодно  проводится плановая диагностика детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы детского сада, с целью выявления речевых нарушений. Как правило, это мероприятие планируется на апрель. В конце апреля, когда я имею полный список детей с нарушениями речи, приглашаю родителей (или законных представителей) ребенка на беседу в индивидуальном порядке, где рассказываю о характере речевого нарушения ребенка. Исходя из логопедического заключения, рекомендую посещение логопункта нашего дошкольного учреждения. Если родители согласны далее собираю документы на детей, для ППк ДОУ, затем документы на детей и вписка из протолола ППк ДОУ направляються в Центральной психо-медико-педагогической комиссии, для установления статуса ребенка. Далее, зачисление на логопункт МБДОУ №14 проходит по протоколу ЦПМПК или по протоколу ППк и заявлению от родителя (на имя заведующего ДОУ).

  рабочая_программа2020-2021.docx

график_работы 2020-2021.docx

годовой_план 2020-2021.docx 

Нормы речевого развития!

 

Возраст Развитие речи
Новорожденный (0-1 месяц) Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
Грудной
1-3 месяца
Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.)
3-6 месяцев С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное  повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.
6-9 месяцев Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.

К таким условиям можно отнести следующие:

1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.

2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.

3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.
9 месяцев 1 год К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.
Ранний (1-3 года) С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.

К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.

К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.

Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’.

В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».
Дошкольный (3 года-6 лет) В 3 года словарный запас дошкольника может составлять  до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.  В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинкеВ 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.
Школьный (от  7 лет) В 7 лет появляется письменная речь.

  

Нормы_развития_речи.jpg

 

фон_воспр.jpg

Материал для родителей и педагогов:

 Пазлы-картинки_на_тему_"Животные_и_птицы".docx

Игровые_задания_на_гласные_звуки_ОИУ.docx

Чистоговорки_для_развития_речи.docx 

Игры_для_развития_лексико-

 грамматического_строя_речи.docx

 Картинки-тексты_для_развития_связной_речи.docx

 Роль_мелкой_моторики_в_речевом

_развитии_ребенка.docx

Логопедические_игры_со_словами.docx

КАРАТИН! Играем_дома,_развиваем_лексико-грамматический_строй_речи.docx 

 

Консультация :"Влияние логоритмики на развитие детей!"

Логоритмика - своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.

          Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

         Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

         Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей благотворно влияет на коррекционную работу с детьми.

 Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Таким образом, логоритмические занятия играют немаловажную роль в развитии наших детей.

        Литература:

1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008,

2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.

3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.

4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М.,. Аверсэв,, 2004.

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005. 6. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.

 

 

 

Конспекты НОД

Покормите_птиц_зимой.docx 

Прогулка по зимнему лесу.docx

"Сказка ложь, да в ней намек" январь 2020.docx

 

 

Занятия на логопункте.

 

Развиваем мелкую моторики и связную речь, с помощью пальчиковых игрушек. В такой деятельности дети самостоятельно придумывают сюжет сказки, выбирают героев и обыгрывают!

IMG_5057.JPG IMG_5063.JPG

 

 

 

Выполняем артикуляционную гимнастику, для подвижности губ и языка. Гимнастику необходимо проводить перед зеркалом, чтобы ребенок не только тактильно, но и зрительно следил за правильным положением органов артикуляции.

Артикуцляционная_гимнастика__упражнения.docx 

Снимок_экрана_39.png

А здесь делаем самомассаж шариками-ежиками и гладким шариком.

Снимок_экрана_40.png

 

 

Развиваем связную речи с помощью сюжетных картинок, где определяем последовательность событий и затем составляем рассказ.

С помощью настольной сказки (пересказываем сказку "Кот, дрозд, петух и лица", а так же обыгрывание сюжета).

Развиваем мелкую моторику с помощью шнуровки (помогаем белочке собрать припасы и спрятать в дупло).Снимок_экрана_37.png

 

О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Поэтому мы на своих занятиях используем разные приемы для развития мелкой моторики. Катание бусинок по ладони и пальцам,проговаривая при этом короткие стихи. Рисуем пальчиками на песке. 

 

   IMG_20170314_154954.jpg IMG_20170314_155406.jpg 

Выполняем "различные упражнения руками ", что позволяет развивать не только мелкую моторику, но и работу полушарий мозга.IMG_20170314_155120.jpg

 

 

Развиваем плавность и длительность выдоха.

Игра "Футбол"(загоняем "мяч" в ворота) и игра "Ветерок" (дуем на цветочки)

 

 

IMG_20170314_160612.jpg

 

IMG_20170314_155238.jpg

  

 

 

 

 Совместная деятельность с родителями, где ребята показали свои достижения.

Снимок_экрана_120.png

 

Моё участие в утренниках, развлечениях!!!

IMG-20191226-WA0077.jpg  

IMG-20191227-WA0026.jpg

детский_сад_171.jpgIMG-20191226-WA0078.jpg Изображение_462.jpg развлечения_021.jpg     фото_086.jpg

 

 

IMG_20160303_104949.jpgфото_066.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 Мои достижения: 

 

627668-016-015-sert.jpgУлатова_Татьяна_Анатольевна.jpg

   

 

 

 

   

      1.png Снимок_экрана_158.png Снимок_экрана_15.png

20191126_201346.jpg 20191126_201404.jpg