СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

УЛАТОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

 

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №14

 

 

рабочая_программа_ФНР_ФФНР.docx 

 

рабочая_программа для_детей_с_онр.docx

 

PkOhN0BMRNc.jpg

 

"Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам" К.Д Ушинский.

 

 

 Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

    Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать ,

А затем значительно отставать  от возрастной нормы.

  Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ , ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ?

   Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  1. Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  2. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
  3. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
  4. Формирование потребности в общении

Овладение речевой деятельностью  предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,      

Параличи  речевого аппарата, нарушения  в строении речевого аппарата и т.д.)

 Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:

  1. фонетическом,
  2. фонематическом
  3. просодическом
  4. лексико- грамматическом
  5. нарушения общения.

           Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом  развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек  какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.  

       В периоды развития ребенка  на формирование речи неблагоприятно влияет:

  1. травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
  2. Воспалительные заболевания головного мозга.
  3. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
  4. Применение некоторых лекарств.
  5. Поврежденный речевой аппарат до появления речи( приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
  6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь  ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. 

    Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет  своеобразие  артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.

           Коррекцию всех  нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные )под руководством логопеда дома проводят  мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации : Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного характера на автоматизацию тех знаний , которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять.

Совместная роабота родителей и педагогов поможет ребенку быстрее овлвдеть правильной речью.

 

 

Рекомендации для родителей и педагогов:

Игровые_задания_на_гласные_звуки_ОИУ.docx

Чистоговорки_для_развития_речи.docx

Игры_для_развития_лексико-

 грамматического_строя_речи.docx

 Картинки-тексты_для_развития_связной_речи.docx

Роль_мелкой_моторики_в_речевом_развитии_ребенка.docx

 

Влияние логоритмики на развитие детей!

Логоритмика - своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.

          Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

         Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

         Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей благотворно влияет на коррекционную работу с детьми.

 Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Таким образом, логоритмические занятия играют немаловажную роль в развитии наших детей.

        Литература:

1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008,

2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.

3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.

4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М.,. Аверсэв,, 2004.

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005. 6. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.

 

627668-016-015-sert.jpgУлатова_Татьяна_Анатольевна.jpg